Формирование характера – миссия невыполнима?

Главная > Женщина хочет > Психология отношений > Формирование характера – миссия невыполнима?

Именно так считают очень многие молодые родители, только приступающие к воспитанию ребенка. Якобы характер практически невозможно сформировать в нужном русле, поскольку он дается от рождения. Так понятие «характер» путается с другими – например, темпераментом (который, в свою очередь, действительно во многом зависит от физиологических и генетических факторов). Именно поэтому проблема формирования характера многим кажется практически неразрешимой. На самом деле, это не так.

Оглавление
Формирование характера

Формирование характера человека стартует с самых первых недель. Младенец еще ничего не понимает, но уже активно воспринимает внешние факторы среды. Основную роль, конечно, здесь играет общение родителей, как с ним, так и между собой.

Стоит отметить, что первыми чертами закладывающегося характера становятся следующие:

  • доброта и эгоизм;
  • замкнутость и коммуникабельность;
  • отзывчивость и равнодушие.

Результаты многочисленных исследований доказывают, что формирование черт характера начинается именно с них и происходит еще в младенческом возрасте.

Чуть позже, в возрасте от двух до десяти лет происходит становление характера и закладываются следующие его черты:

  • трудолюбие;
  • аккуратность;
  • добросовестность;
  • ответственность;
  • настойчивость.

Надо понимать, что основой здесь является фактор подражания, а за ролевую модель обычно принимаются родители и близкие люди. Так, например, ребенок пытается подражанием перенять стиль общения, пытается к нему приспособиться.

Факторы формирования характера - основы

Факторы и условия формирования характера и сила их воздействия разнятся на разных этапах взросления. Так, в целом значимым фактором остается фактор стимуляции со стороны родителей в частности и взрослых в общем. При этом требовательность не должна быть как чересчур низкой, так и излишне высокой.

В процессе дошкольного развития происходит закрепление тех черт, которые постоянно получают т.н. отрицательное или положительное подкрепление.

Начальные классы корректируют отвечающие за общение черты и именно в этот период происходит формирование фактора самоотношения и самооценки. Это очень опасный период – здесь может появиться т.н. «комплекс двоечника».

Подростковый период отвечает за волевые качества характера. Этап характерен радикальностью оценок, которые выносит формирующаяся личность по широкому спектру вопросов. При этом родительский фактор начинает играть заметно меньшую роль в силу активно проявляющейся социализации ребенка.

Уже к концу этого периода формирование характера в целом заканчивается, поскольку в ранней юности основы личности фактически оформлены. Нравственные категории, мировоззрение и т.п. к окончанию школы уже человеком восприняты и усвоены. Дальнейшие изменения малы и очень редко значительно меняют сложившуюся картину.

Однако, изменения все же имеют место быть. Они связаны с такими факторами среды, как суждения и поступки окружающих, общественная идеология, медийный фон.

Таким образом, особенности формирования характера требуют пристального отношения к процессу от родителей на всех этапах взросления. Особенно важны первые годы, но и затем не следует самоустраняться. Такой подход позволит вырастить ребенка так, чтобы им можно было бы гордиться.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезды